Вы уже поняли, какими забавными и удивительными, неожиданно опасными и полезными могут быть муравьи — одни из самых обычных для нас насекомых, которых мы встречали практически в любом лесу или на лугу. Присмотритесь к муравейнику повнимательнее, попробуйте изучить некоторые особенности биологии и экологии его обитателей, и вы обязательно увидите что-то новое, интересное для себя.
В этом вам помогут предлагаемые ниже методические разработки учебно-исследовательских тем, выполнение и осмысление которых является частью познавательной деятельности натуралиста в природе.
Однако, перед юными исследователями встает много трудностей: с чего начать работу, как ее спланировать, каким образом учесть специфику изучаемых живых объектов, какую методику выбрать и т. д. Понимание правильных подходов к работе приходит только с накоплением опыта. Начинающим же исследователям целесообразнее попытаться выполнить учебно-исследовательскую тему «Внегнездовая жизнедеятельность рыжих лесных муравьев» с заранее разработанной методикой, которая для простоты и удобства освоения представлена в виде ряда заданий. Первые три задания являются обязательными, а из остальных натуралист (его руководитель, куратор) может выбрать несколько наиболее понравившихся или выполнить работу по полной программе.
Предлагаемая тема охватывает изучение различных аспектов экологии муравьев и позволяет исследователям получить разносторонние практические знания о жизни этих насекомых. Тематика остальных работ («Распределение муравьев в окрестностях стационара», «Трофобиоз муравьев с тлями», «Суточная активность и биотопическая приуроченность муравьев-мирмик») намеренно сужена, а методики в значительной степени лишены конкретных заданий и предполагают бульшую степень самостоятельности учащихся. Их выполнение требует некоторых навыков исследовательской деятельности, поэтому они могут быть предложены более опытным натуралистам.
В любом случае изучение некоторых особенностей жизнедеятельности муравьев — вполне доступная для юных исследователей цель. Для ее достижения необходимо сформулировать задачи (для темы «Внегнездовая жизнедеятельность рыжих лесных муравьев» удобнее всего это сделать на основе информации, изложенной в каждом задании). В методике любого исследования, проводимого в полевых условиях, помимо подробного описания как (с помощью чего) выполнялись задачи, необходимо указать место и сроки осуществления работы, а также метеоусловия в этот период.
Проводя наблюдения за муравьями, придерживайтесь правил, которые позволят снизить степень вытаптываемости площадки, а следовательно уменьшить изменения в распределении муравьев по участку. Заранее продумайте подходы к муравейнику и тропам. Старайтесь по возможности использовать для передвижений по площадке только размеченные вами пути. На площадке должны находиться лишь непосредственные участники наблюдений (остальные — за ее пределами). Не наступайте на муравьиные тропы. Не оставляйте на площадке и вблизи нее никакого мусора или пищи.
На основе своих наблюдений напишите отчетную работу, указав в ней то, что вы узнали о жизни муравьев. Следите за соответствием поставленных задач и изложением вашего текста. В процессе написания работы составьте таблицы, схемы, диаграммы и т. д., иллюстрирующие полученные вами результаты. Проанализируйте их. Количественные опыты можно обработать статистически, высчитав среднюю арифметическую (Μ) ваших измерений и ее ошибку (μ) в виде: Μ±μ; где μ=σ/√n; а σ=√((Σx²–nM²)/n–1), n — количество измерений, Σ — знак суммы (суммирование значений), x — каждое отдельное измерение.
На основе полученных результатов сделайте выводы по каждому заданию. Текст работы должен быть оформлен в виде логически связного рассказа (типа сочинения), понятного любому из читателей.
Для определения растений, лишайников, беспозвоночных животных (личинок, куколок и взрослых насекомых, пауков и др.) рекомендуется пользоваться следующими книгами:
Ажеганова Н. С., 1968. Краткий определитель пауков. — Л.: Наука.
Ворошилов В. Н., Скворцов А. К., Тихомиров В. Н., 1996. Определитель растений Московской области. — М.: Наука.
Голубкова Н. С., 1966. Определитель лишайников средней полосы Европейской части СССР. — М. – Л.: Наука.
Горностаев Г. Н., 1986. Определитель отрядов и семейств насекомых средней полосы Европейской части СССР. — М.: МГУ.
Губанов И. А., Киселева К. В., Новиков В. С., Тихомиров В. Н., 1995. Определитель сосудистых растений центра Европейской России. — М.: Аргус.
Губанов И. А., Новиков В. С., Тихомиров В. Н., 1981. Определитель высших растений Средней полосы Европейской части СССР. — М.: Просвещение.
Ильинский А. И., 1962. Определитель вредителей леса. — М.: Издательство с/х литер., журн., плакатов.
Маевский П. Ф., 1964. Флора Средней полосы Европейской части СССР (девятое издание). — Л.: Колос.
Мамаев Б. М., 1972. Определитель насекомых по личинкам. — М.: Просвещение.
Мамаев Б. М., Медведев Л. Н., Правдин Ф. Н., 1976. Определитель насекомых Европейской части СССР. — М.: Просвещение.
Мельничук В. М., 1970. Определитель лиственных мхов средней полосы и юга Европейской части СССР. — Киев: Наукова думка.
Негробов О. П., Черненко Ю. И., 1990. Определитель семейств насекомых. — Воронеж: ВГУ.
Определитель насекомых Европейской части СССР (под редакцией Тарбинского С. П. и Плавильщикова Н. Н.), 1957. — М. – Л.: ОГИЗ – Сельхозгиз.
Определитель насекомых Европейской части СССР (под редакцией Бей-Биенко Г. Я.), т. 1 – 5, 1964 – 1969. — М. – Л.: Наука.
Определитель растений Мещеры, ч. 1, 2, 1986, 1987. — М.: МГУ.
Плавильщиков Н. Н., 1994. Определитель насекомых: краткий определитель наиболее распространенных насекомых Европейской части России. — М.: Топикал.
Солдатенкова Ю. П., 1977. Малый практикум по ботанике. Лишайники. — М.: МГУ.
Слука З. А., 1980. Зеленые мхи. — М.: МГУ.
Томин М. П., 1937. Определитель кустистых и листоватых лишайников СССР. — Минск: АН БССР.
Тыщенко В. П., 1971. Определитель пауков европейской части СССР. — Л.: Наука.
Тыщенко В. П., 1983. Руководство по энтомологической практике. — Л.: ЛГУ.
Хомякова И. М., 1974. Лесные травы. Определитель по вегетативным признакам. — Воронеж: ВГУ.
класс беспозвоночных типа членистоногих. Тело разделено на голову, грудь и брюшко, 3 пары ног, у большинства крылья. Дышат трахеями. Развитие, как правило, с метаморфозом яйцо, личинка, нимфа (или куколка), взрослое насекомое. Самая многочисленная и разнообразная группа животных на Земле.
(от греч. oikos дом, жилище, местопребывание и ...логия), наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология» предложен в 1866 Э. Геккелем. Объектами экологии могут быть популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом.
взаимовыгодные отношения между муравьями и выделяющими падь насекомыми: слизывая падь, муравьи охраняют этих насекомых.
(гр. topos - место) - естественное жизненное пространство определенного биоценоза, совместно с которым он образует экосистему.
животные, не имеющие позвоночника: простейшие, губки, кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, иглокожие и др.; примерно 3/4 видов всех животных.
отряд членистоногих животных класса паукообразных. Размеры от 0,7 мм до 11 см; окраска очень разнообразна.
(от греч. entoma насекомые и ...логия), раздел зоологии, изучающий насекомых. Основные разделы энтомологии: общая, медицинская, ветеринарная, сельскохозяйственная, лесная.